Преимущества технологии IMAX в картине "Темный рыцарь: Возрождение легенды" ("The New York Time", 22 июля 2012 года)
04 сент. 2012 г.

Однако нового героя нельзя было увидеть на экране, потому что им был сам экран.

Эта роль досталась IMAX – огромному экрану, высота которого может достигать размеров восьмиэтажного дома. Несмотря на то, что это название часто ассоциируют с большими экранами, на самом деле, IMAX – это особый формат. Он подразумевает использование специальных камер в процессе съемок, и в нем демонстрируются широкоформатные картины. До выхода «Темного рыцаря» IMAX был больше известен благодаря своим документальным фильмам о подводном мире и путешествиях в космос. Некоторые сцены «Темного Рыцаря» Нолан снимал камерами IMAX, и в итоге, в финальную версию фильма вошло 30 минут видеоматериала, отснятого в особом IMAX-формате. Cцены IMAX демонстрировались на весь экран от потолка до пола и от стены до стены. Изображение в самом высоком разрешении, в буквальном смысле, заполняло полностью все пространство экрана.

 

Вскоре примеру Нолана последовали другие режиссеры. В 2009 году Майкл Бэй отснял камерами IMAX 7 минут фильма «Трасформеры». В свою очередь, в продолжении франшизы «Миссия Невыполнима» – «Протокол Фантом» Брэд Бёрд в 2011 году включил уже 25 минут сцен в формате IMAX.

Последняя часть трилогии о Бэтмене Кристофера Нолана «Темный Рыцарь: Возвращение легенды» – которая, по словам режиссера, будет последней в серии – содержит 72 минуты видеоматериала, отснятого камерами IMAX. И на данный момент это своеобразный рекорд для  голливудских картин. Оставшиеся части фильма были отсняты на 35мм пленку. Во время показа изображение свободно переходит от одного формата к другому, и более внимательный зритель может легко заметить это: ворота закрываются, и в одно мгновение изображение на экране переходит из стандартного в IMAX-формат.

«Контрастность и глубина изображения, проектируемого на такие огромные экраны, дает нам самый качественный формат просмотра фильма из всех доступных», – отметил Нолан в телефоном разговоре из Лос-Анджелеса.

Как такое качество картинки переводится на большой экран? И как можно увидеть разницу? Посмотрите на кадры из «Темного рыцаря» в начале статьи. На них изображен момент, когда Бэтмен (Кристиан Бэйл) возвращается в Готэм-сити из своего добровольного изгнания, и вам сразу станет понятен замысел Нолана в применении формата IMAX.

Сцена была снята на IMAX камеру, однако, кадр маленького размера демонстрирует, что именно аудитория увидит на экране при просмотре фильма в обычном цифровом зале. Правая рука Бэтмена выходит за рамки кадра, так же как и большое количество дыма и тумана над зданиями в верхней части изображения. На втором кадре 4 перфорации по краям (для проектора) находятся сбоку от изображения, а звуковая дорожка в вертикальном положении справа от них.

Для сравнения, в версии IMAX кадр в 10 раз больше, также как и само разрешение изображения. Каждая дополнительная деталь, такая как, например, дым и туман, делает фильм более ярким и живым. Для того чтобы задействовать максимально возможное пространство экрана, IMAX использует свои камеры при съемках и горизонтальный способ прокрутки кадра при показе. Пленка IMAX насчитывает 15 перфораций на один кадр, которые расположены сверху и снизу, а не по бокам, как обычно. Помимо этого, звуковая дорожка фильма расположена не на пленке, а сохранена в специальной программе, синхронизированной с главным проектором. Все эти отличия позволяют расширить площадь проекции изображения, и сделать его значительно ярче и контрастнее.

«Для того чтобы оценить четкость изображения IMAX, представьте себе домашний HD телевизор, который показывает изображение с горизонтальным расширением в 1,920 пикселей. Так вот, изображение IMAX обладает разрешением почти в 18,000 пикселей», – прокомментировал Дэвид Кейли, глава отдела по контролю за качеством в компании IMAX во время телефонного разговора из Лос-Анджелеса.

«Это помогает передать зрителям ощущение того, что они находятся непосредственно в гуще событий, происходящих на экране, – сказал Кейли. – Помимо этого, картинка на экране очень яркая за счет того, что оборудование IMAX позволяет проецировать большее количество света. Экраны в залах IMAX почти в два раза ярче обычных».

Изображение, снятое на камеры IMAX, на 40 процентов выше, чем сцены «Темного Рыцаря», снятые на обычную 35мм пленку. Эта разница особенно заметна в кинотеатрах IMAX с пленочными проекторами. Сейчас в мире таких кинотеатров осталось чуть больше ста. В них фильмы IMAX можно посмотреть в классическом, если можно так сказать, максимально исходном формате. (В цифровых залах IMAX экран имеет более прямоугольную форму, поэтому изображение в сценах, отснятых камерами IMAX, будет увеличиваться на 21 процент. В обычных залах IMAX-сцены будут показаны в урезанном виде, как на изображении выше).

Камеры IMAX громоздкие и работают достаточно шумно, а одной пленки хватает лишь на три минуты съемки. Однако Нолан вынес несколько полезных уроков из процесса съемок «Темного рыцаря» и смог немного модифицировать и облегчить процесс работы с камерами. Например, он придумал использовать при съемках систему «Steadicam».

Решая, какие именно сцены снимать на камеры IMAX, Нолан начал с самых больших экшн-сцен, таких как пролог, где Бэтмен возвращается из изгнания, и сцену в воздухе, где действие происходит на борту самолета Локхид C-130. При съемках всех остальных сцен Нолан и его оператор Уолли Пфистер действовали по обстоятельствам.

«Во время съемок мы всегда брали с собой хотя бы одну камеру IMAX, ­– говорит Нолан. – И когда мы чувствовали, что именно эта сцена будет особенно здорово смотреться в формате IMAX, мы начинали снимать. И чем дольше мы снимали, тем чаще мы прибегали к съемкам именно камерами IMAX».

В Голливуде интерес к формату растет с каждым днем. Будущий сиквел «Звездный путь» режиссера Дж.Дж. Абрамса и «Голодные игры: И вспыхнет пламя» Френсиса Лоуренса будут частично сняты на камеры IMAX. Однако нужно понимать, что не каждая картина может быть снята этими камеры, в силу определенных сложностей их использования.

Однако господин Нолан настроен оптимистично. «Когда речь идет о съемках крупнобюджетных голливудских картин, где задействовано огромное количество ресурсов, размер камеры не так значителен, по сравнению со всеми сложностями, с которыми мы сталкиваемся каждый день», – сказал он. – Поэтому, имея преимущество показать зрителю максимально совершенное с технологической точки зрения изображение, для меня очевиден тот факт, что им нужно воспользоваться».

Английская версия статьи в газете «The New York Times» - http://www.nytimes.com/2012/07/15/movies/how-the-dark-knight-rises-makes-use-of-imax.html?_r=2

Скрыть

Мы в соцсетях
 
© 2006-2020 Сеть кинотеатров «Киномакс» - все права защищены. Политика конфиденциальности.
SERVICE